Для начала стоит определиться, что при изучении сложных и дифференцированных рынков, таких как рынок печатного оборудования, стоит внести несколько уточнений.
Во-первых, нужно определить сами границы рынка. В данном случае, в этой статье, мы ограничимся рынком печати для бизнеса и домашних принтеров, без промышленного оборудования. Это сделано потому, что струйные принтеры могут быть не только для печати на бумаге. но и на этикетках, формах, тканях, проводах и т.д, поэтому отсекаем различные этикеточные принтеры, принтеры на тканях, формах и так далее.
Во-вторых - сам рынок занят не только струйными принтерами. И в рамках ограничения этого исследования, конкурируют на данный момент две технологии - струйная (чернила) и лазерная (тонеры) печать, которые имеют различные ценовые политики, ценообразование при обслуживании, и в принципе сферы использования.
На взгляд автора, лучший путь для понимания и оценки доли рынка состоит в изучении долей объемов печатаемых страниц. Напомним при этом, что рынок печати для бизнес-принтеров и домашних принтеров покрывает множество сфер использования, и исследуемая струйная печать не покрывает все из них, в отличие от лазерной.
Исходя из этого, объем печатаемых страниц в мире и подходит лучше всего.
Следующий график печати показывает долю печатных страниц по типу принтеров, на которых они были напечатан, от 2018 до прогнозов по 2023 и 2024 годам.
По графику можно увидеть, что за 2021 год был небольшой рост в объеме печати, но общее прогнозируемое падение совокупного среднегодовой темпа роста (compound annual growth rate, CAGR) ожидается до 5,51% за каждый год с 2018 до 2024 года. По технологиям падение отдельно составит 4,4% для струйных принтеров, и 2,75% для лазерных принтеров.
Прогнозируется также падение доли струйных принтеров в целом по объёму печати страниц.
График за 2021 год:
И прогноз за 2024 год:
Это падение прогнозируется даже при том, что совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) на страницу у лазерных принтеров выше из-за более дорогого производства тонера и присадок в его составе. Этот термин включает в себя полные затраты на продукт с момента производства и до его продажи и прекращения поддержки.
Для струйных принтеров средняя стоимость:
-
0,0135$ (на 30 июня 2022 - 0,691 ₽) за черно-белую печать;
-
0,0493$ (на 30 июня 2022 - 2,522 ₽) за цветную печать.
Для лазерных принтеров такая стоимость:
-
0,0287$ (на 30 июня 2022 - 1,468 ₽) за черно-белую печать, дороже в 2,1 раза;
-
0,0877$ (на 30 июня 2022 - 4,487 ₽) за цветную печать, дороже в 1,78 раз.
Примечание: курс $ на 30.06.2022 от ЦБ РФ: 51.1580 руб.
Распределение объема продаж по типу печати:
Для струйных принтеров:
К 2024 году ожидается:
Для лазерных принтеров:
К 2024 году ожидается:
И общее распределение рынка между струйными и лазерными принтерами.
И прогноз на 2024 год:
По данным графикам наглядно видно, что доля рынка струйной печати, несмотря на ее общую дешевизну по стоимости обслуживания одной страницы дешевле в 1,5 и более раз, продолжает и, что самое важное, продолжит снижаться и далее. И даже при снижающемуся общему рынку доля лазерных продолжит расти.
Более наглядно это можно увидеть по следующему графику проданных принтеров по типам:
Наглядно видно, что с течением времени снижение доли проданных струйных принтеров продолжит снижаться, при относительно стабильной отметке продаж для лазерных принтеров в 240-250 миллионов штук в год, но и те с течением времени также продолжат падать из-за трендов в цифровизации жизни населения и уменьшения документооборота.
Распределение между брендами печатного оборудования.
Предыдущие графики показывали доли лишь по типам печатного оборудования, исходя из объемов напечатанных страниц и типам проданных принтеров, что не затрагивает “железную” сторону вопроса, потому что она сильно усложняет расчёты.
Общемировой рынок струйных принтеров (во всех возможных сферах применения), к примеру, оценивался в 34,24 миллиарда долларов на 2019 год, а совокупный среднегодовой темп роста оценивается в 5,3% в период с 2021 до 2027 годов. Конкретно же для офисных и домашних решений применение струйных принтеров ограничено.
Добавление регионального распределения еще больше усложнит распределение рынка.
Объясним на простом примере: в США офисные и домашние принтеры составляют около 36% рынка. Однако при указанном падении доли струйных принтеров для офисов и дома, рынок печати наклеек наоборот, показывает быстрый рост не только в стране, но и по миру, из-за роста электронных продаж через маркетплейсы, открытия доставок в заведениях в пандемию, и общего развития удаленного формата обслуживания, либо самообслуживания в тех же супермаркетах.
Гораздо проще оперировать более общими цифрами и понятиями для понимания текущих трендов в индустрии.
И для брендов распределение рынка в мире на текущий момент будет следующим:
Если очень кратко: лидирует Hewlett Packard, прямо за ним наступает Canon, остальные бренды идут уже со значительным отставанием.
Итоги
Заметно, что пандемия заметно “ударила” по данной отрасли, и положительная динамика роста доли рынка и продаж сменилась на негативную, и доля продаж офисных и домашних принтеров продолжит падать, при росте других направлений в печати.
При этом - с годами значительно падает в этом сегменте популярность струйных принтеров, несмотря на их дешевизну, более дешевое обслуживание и схожую эффективность, несмотря на все попытки брендов “удержать” популярность последних, об одной из которых мы рассказывали в одной из предыдущих статей.
Источники: адаптация статьи RTMWorld от Грэма Галлифорда, отраслевого специалиста и аналитика из Galliford Consulting & Marketing, работающего в отрасли с 1974 года.